Метрополитен - это надёжная транспортная система, соединяющая все части города между собой. Благодаря метрополитену, Хабаровск не задыхается в пробках, и можно спокойно добраться из одного конца города, в другой.
В начале 90-х годов прошлого века, Правительством Российской Федерации был составлен список быстроразвивающихся городов, в которых единственным решением транспортных проблем является постройка метрополитена. Хабаровск туда, по словам Правительства РФ просто не мог попасть, так-как по советской и ныне российской практике, метрополитен строится только в городах, население которых превышает миллион человек, чтобы затраты на строительство могли окупиться.
Однако правительство Хабаровского края и города Хабаровска добивалось в Москве, чтобы Хабаровск включили в этот список, под предлогом разгрузки дорог города. Правительство РФ одобрило предложение.
Первые проекты подземной железной дороги города Хабаровска появились в 1995 году. Так как население города с 1993 года стремительно падало, предполагалось что к 1996 году (когда началось строительство метрополитена) оно упадёт до 612 тыс. (упало до 614), и в связи с этим вместо изначально запланированных первых 8 станций, было предложено начать проектирование и в следствии строительство первых 5 станций.
Проектирование первых 5 станций закончилось в середине 1995 года, в феврале 1996 началось строительство.
Строительство тоннелей началось 20 февраля, со станции Рынок. Строительством метрополитена занимался Хабметропроект (ныне Крайметропроект). К 2000 году были построены тоннели до станций Уссурийский бульвар и Речной порт. Были построены вестибюли станций Уссурийский бульвар, Рынок, Университетская и Речной порт. Строился тоннель до станции Проспект 60-летия Октября и её вестибюль. В августе 2001 закончилось строительство тоннелей и вестибюлей первых 5 станций. Началась отделка первой линии.
20 сентября 2001 года первая линия Хабаровского Метрополитена была названа Центральной.
В ноябре 2001 года поднялся вопрос о проектировании второй линии Хабаровского Метрополитена - Транспортной, целью которой является разгрузка дорог по направлению к вокзалам и аэропорту. Правительство Хабаровска и Правительство Российской Федерации одобрило проектирование Транспортной линии Хабаровского Метрополитена. Первые проекты новой линии появились в январе 2002 года. Проектирование линии закончилось в марте 2002 года. Проект был принят Правительством Хабаровска и Правительством РФ.
17 июня 2002 года со станции Рынок началось строительство тоннелей Транспортной линии. 20 августа 2002 года началось строительство наземных вестибюлей Транспортной линии Хабаровского метрополитена.
30 апреля 2003 года закончилась отделка станций Центральной линии. Начались испытания. 1 июля 2003 года в 12:00 Хабаровский Метрополитен с одной (Центральной) линией был открыт для пассажиров. За 2 часа до этого первыми пассажирами Хабаровского метрополитена стали Президент России Владимир Путин, Губернатор Хабаровского края в 1991-2009 гг. Виктор Ишаев и Мэр Хабаровска Александр Соколов.
В октябре 2006 года закончилось прокладывание тоннелей, строительство станций и наземных вестибюлей, отделка наземных вестибюлей Транспортной линии Хабаровского Метрополитена. Началась отделка станций Транспортной линии.
4 марта 2007 года отделка станций на Транспортной линии завершилась. Начались испытания. 9 марта 2007 года, в ходе испытаний на перегоне «Управление РЖД»
(ныне «Калинина») - «Речной вокзал» (ныне «Промышленная»), испытательный поезд сошёл с рельсов, в результате чего четыре сотрудника метро пострадали. Как позже выяснилось, на участке не по проекту были проложены рельсы. 12 марта начались работы по замене рельс на перегоне.
5 апреля завершились испытания Транспортной линии. Иных нарушений выявлено не было. 9 апреля 2007 года была открыта для пассажиров Транспортная линия Хабаровского Метрополитена, за исключением станций Управление РЖД и Речной вокзал.
3 ноября 2007 года станции Управление РЖД и Речной вокзал Транспортной линии Хабаровского Метрополитена были открыты для пассажиров.
В январе 2007 года появились первые проекты третьей линии Хабаровского Метрополитена. Они не были одобрены Правительством Хабаровска и Правительством РФ.
Позже, Правительство Хабаровска заявило, что этот проект всё-же будет использоваться, но в будущем.
Правительство Хабаровска предложило следующий вариант развития Хабаровского Метрополитена, проектирование и строительство которого вскоре было одобрено Правительством РФ.
В мае 2007 года завершилось проектирование новых станций Хабаровского Метрополитена. 30 июля 2007 года началось прокладывание тоннелей, строительство станций и наземных вестибюлей. Предполагаемая дата открытия - середина 2012.
14 июля 2012 завершилось строительство новых станций Хабаровского Метрополитена. Начались испытания. Нарушений выявлено не было. Станции Дендрарий, Парк им. Гагарина, Павла Морозова и Красная речка были открыты для пассажиров 3 ноября 2012 года, станция Судостроительный техникум была открыта на 5 дней позже, 8 ноября, поскольку понадобилось дополнительное время для испытаний.
В январе 2013 года Правительство Хабаровска решило воспользоваться отклонёнными ранее проектами Третьей линии. Был отправлен запрос в Правительство РФ. Правительство РФ одобрило предложение, но с условием, что строительство должно было начаться не позже июля 2013 года. Началось проектирование перегонов новой, Третьей линии.
В мае 2013 года на Десятом Ежегодном съезде метростроителей Дальнего Востока в Хабаровске был разглашён чуть изменённый план Третьей линии - изменения коснулись станции "Горбольница". Теперь она называлась "Карла Маркса" и находилась на территории так называемого "Универсального розничного рынка", недалеко от пересечения улиц Карла Маркса и Промышленной.
Раздел в разработке...